Понедельник, Января 22, 2018
   
Text Size

Программа воспитательной работы "Ступени"

Индекс материала
Программа воспитательной работы "Ступени"
Содержание воспитательной работы
Содержание воспитательной работы в классах
Все страницы

Программа воспитательной работы «Ступени».

Программа разработана творческой группой учителей МОУ «СОШ №63».

Скачать данный материал в формате Microsoft Word®

Пояснительная записка

Ребенок, пришедший в школу, попадает в загадочный, необычный мир. Очень важно, чтобы период адаптации к этому миру прошел успешно, чтобы каждый первоклассник ощущал себя в школе комфортно, нашел себе достойное место в классном коллективе, научился строить свои отношения с учителями и одноклассниками: и личные, и деловые.

Не менее важно сформировать высокую мотивацию младшего школьника к учению, положительную самооценку возможностей, дать толчок к развитию его личности, творческих и организаторских способностей. Здесь немалую помощь классному руководителю могут оказать преподаватели, имеющие возможность диагностировать учебные способности школьников, психолог, изучающий индивидуальные психологические особенности подростков, медработник, имеющий сведения о состоянии здоровья детей, социальная служба школы, родители.

В среднем звене приоритетом в воспитательной работе является самопознание личности. Основная задача воспитательной работы в этот период: осуществление перехода от процесса воспитания к процессу самовоспитания, от процесса развития к процессу саморазвития личности.

Помочь младшему подростку в постижении своего «я», предоставить возможность проявить себя в конкретной деятельности, примерить на себя различные социальные роли, составить программу самовоспитания, проводить рефлексию по реализации этой программы.

В старшем звене главной задачей становится самоопределение подростков. Они должны не только сформировать свое отношение к обществу, государству, общекультурным ценностям человечества, но и определить себе место в обществе, государстве, культуре.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы становится социальная адаптация учащихся. Именно сюда должны быть направлены основные усилия педагогического коллектива.

Для организации процесса профориентации педколлектив выстраивает взаимодействие с учебными заведениями города, страны.

Важной особенностью каждой ступени является подарок, который школьник делает сам. Адрес подарка меняется, но неизменным остается отношение к нему. Подарок должен быть сделан по желанию, с любовью, самостоятельно и добровольно и вручен при всех. Подарок может быть коллективным. В подарке проявляется отношение подрастающего человека к окружающему миру, формируется потребность творить добро и испытывать при этом радость.


Содержание воспитательной работы в МОУ СОШ № 63

11 - «Вселенная внутри человека».

10 - «Человек во вселенной».

9 – «Человек - общество - государство - Я»

8 – «Саморазвитие личности».

7 – «Я – личность».

6 – «Я - житель города Магнитогорска».

5 – «Я - ученик среднего звена».

4 – «Я - выпускник начальной ступени».

3 – «Я - член коллектива».

2 – «Я - ученик, мы – одноклассники».

1 – «Я -первоклассник».

В процессе формирования классного коллектива мы определили три этапа.

1 этап - зарождение классного коллектива, в этот период учащиеся только начинают выстраивать отношения друг с другом, не сформированы органы управления, нет явных лидеров и актива, но ребята осознают необходимость добрых и дружеских отношений, стремятся к объединению.

На этом этапе задачей педагога является выявление возможных лидеров, формирование актива, обучение их методике организаторской деятельности, создание авторитета актива, укрепление желания всех членов класса стать хорошим дружным коллективом путем создания ценностных ориентировок в процессе выполнения детьми совместной деятельности.

Органы ученического самоуправления начинают формироваться с 4 класса, значит, уже в начальном звене необходима методическая работа по выявлению и обучению актива. Учащиеся 4 класса в ДОО имеют совещательный голос, занимают позицию слушателя-наблюдателя. С 5 класса учащимся предоставляется возможность, быть избранным в руководящие органы детской общественной организации «Данко».

2 этап - становление классного коллектива. В классе есть актив,
обученный приемам организаторской деятельности, есть оргструктуры, класс участвует в общешкольных делах, у большинства ребят сформировано желание защищать честь класса, большая часть детей удовлетворена жизнедеятельностью классного коллектива.

На данном этапе основной задачей педагогов становится регулирование межличностных отношений, как между детьми, так и взрослыми, обучение ребят приемам выхода из конфликта, рефлексии, анализу продуктивности деятельности. В этот момент очень важно не допустить зазнайства лидеров, предоставить возможность попробовать себя в организаторской деятельности другим ребятам, т.к. в этот период могут проявиться новые лидеры, не дать возможности классному коллективу разделиться на группы вокруг конфликтующих друг с другом лидеров.

3 этап - развития коллектива - наивысший уровень. На данном этапе все члены коллектива сотрудничают, актив многочислен настолько, что появляется возможность управленческой деятельности «по очереди», отношения в классе доброжелательные, дружеские, каждый член коллектива чувствует свою защищенность, гордится своим классом.

В этот период происходит наивысший подъем инициативы и творчества, постоянно рождаются новые идеи, при этом класс способен самостоятельно найти пути их реализации. Задача педагогов на данном этапе: не подавить инициативу ребят, создать условия для реализации творческих возможностей коллектива.

Эти же периоды формирования можно отнести к общешкольному ученическому коллективу. Школьный ученический коллектив делится на 3 организационных блока:

1. начальная ступень (1-4 классы),

2. средняя ступень (5-9 классы),

3. старшая ступень (10-11 классы).

Планируя воспитательную работу в классе, классному руководителю нужно помнить о том, что развитие целостной личности с твердыми нравственными устоями возможно лишь при совпадении ценностных установок семьи и школы. Поэтому огромную роль в воспитательном процессе будет играть умение педагогов найти точки соприкосновения с семьей, координация требований, предъявляемых ребенку, с родителями, педагогическое просвещение родителей, подключение их к процессу коллективного воспитания через участие в различных воспитательных мероприятиях.

Педагогический коллектив должен владеть информацией о социальных условиях учащихся и при необходимости школа будет брать на себя функции социальной защиты своих воспитанников. Для осуществления профессиональной и действенной педагогической поддержки учащихся в школе существует социально-психологическая служба.

Планирование воспитательной работы с учащимися осуществляется на основе диагностики достигнутых результатов с учетом возрастных, половых, индивидуально психологических особенностей и здоровья детей и подростков, этапа развития классного коллектива, содержания воспитательной работы на данной ступени. Анализ результативности воспитательной работы и коррекция планов проводится 1 раз в полугодие.


Содержание воспитательной работы в классах по программе ВР "Ступени".

 

Класс

Особенности ступени

Содержание воспитательной работы

1 класс

Ребенок адаптируется к школе, к своему классу. Поэтому важно найти ему достойное место в коллективе, сформировать высокую мотивацию к учению, положительные установки в отношении к своим возможностям.

Я - первоклассник.

- Передо мной огромный Мир Знаний. Азбука этикета: я – ученик.

- Личная гигиена школьника. Разговор о правильном питании.

- Познакомьтесь со мной: мой дом, мои родители, мои близкие. Мои увлечения. Я - спортсмен. Что я умею делать? Что я люблю?

- Моя Родина - Россия. Государственный флаг, герб, гимн. Президент Российской Федерации. Права ребёнка в России.

Подарок классу.

2 класс

Активная работа педагога по формированию коллектива. Организуются микрогруппы. Через них организуется дежурство по классу, они осуществляют совместно с учителем подготовку классного часа.

Я – ученик, мы - одноклассники.

- Мои друзья. Другу помогай везде. Работа в группе. Подарок другу.

- Режим дня. Подвижные игры. Спорт и организм ребёнка.

- Азбука этикета: вежливые слова; как нужно ходить друг к другу в гости.

Административное деление нашего государства. Регион. Область. Областной центр. Челябинская область.

3 класс

Сформирован коллектив, находящийся на 2 этапе развития. Микрогруппы активно работают при подготовке классных мероприятий.

Я – член коллектива.

- Традиции класса. Что значит быть лидером? Как подобрать команду?

- Здоровье человека. В чём заключается ответственность человека за своё здоровье. Что такое здоровый образ жизни.

- Азбука этикета: основы делового общения.

- Город Магнитогорск в Российском государстве. Администрация города. Глава города. Права гражданина. Обязанности горожанина.

Подарок коллективу.

4 класс

Коллектив на втором этапе развития. Микрогруппы подключаются к работе на уровне начальной школы: дежурство по этажу, подготовка школьного мероприятия.

Я – выпускник начальной школы.

- Традиции школы. Учителя. Выпускники школы.

- Воспитанный человек - это ... Азбука этикета: как составить о себе приятное впечатление.

- Что значит быть здоровым? Как проверить своё здоровье. Как укреплять своё здоровье. Что такое вредные привычки? Как отказаться от плохих предложений?

- Я – выпускник начальной школы. Я - гражданин Российской Федерации. Нация и национальность. Национальные традиции и дружба между народами. Конституция Российской Федерации.

Подарок классу.

5 класс

Период адаптации к среднему звену. Классный руководитель начинает готовиться к приёму класса с предыдущего года. Он получает полную информацию обо всех уч-ся класса (см. индивидуальную карту класса), участвует в подготовке последнего праздника в 4 классе. В 5 классе ребята сотрудничают со своим преподавателем в начальном звене и 1 классом, привлекаются к работе в ДОО. Могут быть избраны в совет ДОО. Коллектив на втором этапе развития.

Я - ученик средней ступени школы.

- Что значит быть хорошим учеником? Как помочь себе учиться?

- Личная гигиена младшего подростка. Роль образа жизни в индивидуальном развитии. Подросток и никотин.

- Детская общественная организация «Данко».

- Права подростка.

- Радость общения. Общению можно научиться. Этические законы разговора, телефонного разговора, переписки. Далекие и близкие друзья. Можно ли назвать тебя другом? Общение мальчика и девочки. Межнациональное общение.

Подарок школе.

6 класс

Коллектив на 2 этапе развития. Идет работа по переходу на 3 этап развития. Шестиклассники активно осваивают «окружающую среду» школы, участвуют в работе ДОО.

Я – житель города Магнитогорска.

- Магнитка – город-легенда. Значение нашего города для Российского государства. Магнитогорск в годы ВОВ. История в памятниках и музеях. Театры Магнитогорска. Магнитогорск музыкальный. Поэты Магнитки. Рабочий город (профпросвещение). Интересные люди в моем городе.

- Система городских учреждений здравоохранения. Центры помощи подросткам и семье. Подростковый наркологический кабинет.

- Азбука этикета: поведение в общественных местах.

Подарок городу.

7 класс

Коллектив на 2-3 этапе развития. Семиклассники активно участвуют в деятельности ДОО. Высокий интерес к общественной работе.

Я - личность.

- Свойства личности,

- Характер, темперамент. Оценка поступка.

- Мотивы и последствия поступка. Человек сам определяет свою судьбу. Правонарушение и преступление. Правовая ответственность.

- Идеальный образ человека. Может ли человек быть «идеальным».

- Азбука этикета: уважение достоинства личности.

- Что можно простить близкому человеку? Нужно ли его «перевоспитывать»? Что можно простить себе?

- Подарок себе.

- Мальчик - юноша - мужчина. Девочка - девушка - женщина.

- Подросток и вредные привычки.

8 класс

Идёт активный процесс перехода самопознания в саморазвитие. Коллектив на 3 этапе развития. Ярко выражен интерес к общественной работе, активное участие в деятельности ДОО.

Саморазвитие личности.

- Я - личность. За что я ценю себя? Что я хочу преодолеть в себе? От самопознания к самоанализу. Что такое саморазвитие личности? Самооценка.

- Профессиональная направленность личности.

- Программа самовоспитания. Работа по программе самовоспитания. Анализ и отчет. Составление программы самовоспитания на длительный срок.

- Пожелание другу. Пожелание себе. Подарок себе на будущее.

Азбука этикета: как правильно критиковать и как относиться к критике в свой адрес?

9 класс

Происходит осознанный поиск своего места в обществе и государстве. Коллектив на 3 этапе развития. Идёт самая активная деятельность в ДОО. Девятиклассники - организаторы всех школьных дел.

Человек - общество - государство - Я.

- Роль личности в обществе. Лидер. Активная жизненная позиция.

- Я - для общества, общество - для меня. Конвенция прав ребенка. Социальная защита.

- Обязанности подростка в обществе. Преступление и наказание.

- «Место под солнцем». Выбирая будущую профессию. Гражданин государства Российского. Права и обязанности гражданина.

- Подарок детской общественной организации «Данко».

Азбука этикета: деловая переписка, резюме, портфолио.

10 класс

Классный коллектив пополняется новыми членами. Задача классного руководителя в кратчайшее время перевести коллектив от 1 ко 2 этапу развития. Активная общественная жизнь. Освоение окружающей среды.

Человек во вселенной.

- Общечеловеческие ценности:

Земля. Человек - житель Земли.

- Человек. Человек разумный. Загадка происхождения человечества. Смысл жизни цивилизации. Смысл жизни Человека.

- Жизнь. Образ жизни, достойный Человека. «Не убий!» Сохрани в себе личность.

- Родина. Нация. Национальная идея. Национальные ценности и приоритеты.

- Семья. Мужчина и женщина. Культура чувств. Что такое семья? Нужна ли она современному человеку? Опасные заболевания. Азбука этикета:

как строить отношения в семье.

- Труд. Реализация личности в труде. Профессиональные способности и интересы, профессиональная пригодность.

- Наука. Жизнь человека - «непрерывное стремление от темноты к ясности...» Цели познания.

- Культура. Общечеловеческая и народная культура. Духовная культура. Библия - величайший исторический памятник. Святыни других религиозных конфессий.

Мир - отрицание войны. Локальные войны и мировая война. Ветераны войн. Подарок ветерану.

11 класс

Коллектив переходит со второго к третьему этапу развития. Выпускники - гордость школы. Они наиболее авторитетны в ДОО, являются инициаторами общественно полезных дел, хранителями традиций школы.

Вселенная внутри человека.

- Внутренний мир. Взаимодействие внутреннего и внешнего мира.

- Общение духовное и деловое.

Этика и этикет делового общения.

- Как добиться успеха. Имидж. Потребности и возможности.

- Прогнозирование жизненной карьеры. Программа самовоспитания.

Подарок школе.

© МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорск 2010г. Все права защищены.

Сайт создан на основе CMS Joomla! с использованием компонентов, распространяющихся по лицензии GNU/GPL

Авторизация